Открытое письмо администрации Ростовской области: срочно требуется ребрендинг ФК «Ростов»

ФК «Ростов» демонстрирует подчас блестящие результаты в текущем чемпионате, имеет достаточно высокие шансы на победу в нем и на попадание в следующий розыгрыш Лиги Чемпионов. Самое время администрации клуба задуматься о его облике.

Не подумайте – мы в Sports Glory очень рады успехам ростовского клуба в этом сезоне. Вперед, «Ростов», к чемпионству и прочим победам. Мы в вас верим.

Вот только если «Ростов» окажется основным представителем России в европейских лигах на следующий сезон – вот это, ребята, будет просто катастрофа.

Ибо клубу с такой айдентикой не место в одном ряду с европейскими грандами.

Корни проблемы

Казалось бы: логотип клуба был сменен совсем недавно.

В марте 2014 года был объявлен конкурс на разработку новой эмблемы ФК «Ростов». Из предложенных к голосованию в финале конкурса вариантов выбрать достойный, не спорим, было поистине сложно:

Это лишь часть представленных на конкурс проектов – все остальные варианты можете оценить сами на официальном сайте клуба.

Понятно, конечно, почему в итоге в качестве новой эмблемы было выбрано то, что было выбрано – лучшего варианта среди предложенных, пожалуй, не найти. Изначальной ошибкой было запускать проект по разработке логотипа на общественный конкурс. Никакой профессиональный дизайнер не потратит приличествующее проекту такого масштаба время (1-2 месяца) на разработку и доведение до ума двух-трех сильных вариантов айдентики в условиях свободного конкурса. Максимум, что в таких условиях может предложить профессионал – вариант, склеенный «на коленке» в ночь перед дедлайном. Это не значит, что от народного голосования в таких проектах следует отказаться полностью. Но гораздо более продуктивным вариантом было бы нанятие конкретного подрядчика под разработку нового визуала; в таком случае подрядчик разрабатывает несколько вариантов айдентики, которые в дальнейшем как раз и следует отдавать на голосование болельщиков.

То, что попытка обновить айдентику была предпринята не так давно, не означает, что нужно успокоиться и остановиться на достигнутом. ФК «Ростов» демонстрирует успехи в этом сезоне – и надо подстраиваться под качество игры команды, доводить общий облик клуба до соответствующего уровня.

Какую аргументацию можно предложить в пользу сохранения существующего логотипа? Он «носитель исторических ценностей»? Или он «ассоциируется с Ростовской областью», как было указано в брифе конкурса, в котором он был выбран? Даже если и так:

Не бойтесь принести традиции «в жертву» современности

Парижский клуб Paris Saint Germain’s сделал ребрендинг логотипа в 2013 году, после прихода в клуб катарского владельца.

«В жертву» более симметричному облику была принесена маленькая колыбель в нижней арке силуэта Эйфелевой башни – символ короля Луи 14-го, родившегося в Сан Жермене, символ, обеспечивающий и исконно «аристочкратический» характер клуба, и его легенду, историю, миссию.

история2

Поначалу болельщики, мягко говоря, не радовались (особо ярые предалагли «идти до конца» и заменить Эйфелеву башню на каплю нефти), но после того, как ПСЖ вышел в четверть-финал Лиги Чемпионов в том же сезоне, страсти поумолкли – ведь какой настоящий болельщик не желает успехов своей команде? Как могут истинные фанаты противиться изменениям, если они очевидным образом идут на благо?

В случае с ПСЖ Нассер аль-Хелаифи (бизнесмен и первый нефранцузский президент клуба в истории) имел четкие цели по превращению клуба в международный спортивный бренд, вне зависимости от объема необходимых для этого финансовых вложений. И, помимо приобретения звездных игроков, реновации стадиона, создания нового тренировочного центра и инфраструктуры, посчитал, что важной деталью в трансформации клуба станет также и трансформация его айдентики.

Да, символизмом с колыбелью Луи и образом исторической укорененности клуба пришлось пожертвовать; можно отчасти понять фанатов, которые переживали, что потеряли что-то в исконно «своем» клубе. Но такова цена выхода команды на мировую арену.

Что это значит для нас (и почему бы об этом говорим)

На примере ПСЖ мы видим, что по мере вливания финансов в мировой спорт, спортивные организации вообще и футбольные клубы Европы в частности все сильнее ощущают необходимость восприятия себя в первую очередь как «бренда», а не просто «футбольного клуба». Вспомните, например, что один из ведущих клубов английской Премьер-Лиги, Манчестер Юнайтед, имеет оцениваемую в 2,5 миллиарда фунтов стоимость – уровень, достойный международных корпораций.

Футбольный клуб, не выходящий за пределы национальной лиги и болтающийся внизу таблицы, может позволить себе быть «просто футбольным клубом» (хотя ничто не мешает и такому клубу заделаться «брендом») – но не футбольный клуб, представляющий страну в первой европейской лиге. Это уже не просто клуб – это хотя бы потенциальный, но бренд! И выглядеть, и восприниматься он должен соответствующим образом. Иначе – это просто клуб-однодневка. Однократный выстрел, громкий, но бесполезный.

Любой клуб, нацелившийся проложить себе уверенную дорогу в Европу, рано или поздно приходит к осознанию всех этих вещей. На европейской арене ни о каком позиционировании «просто клуб» не может идти и речи. Париж Сен-Жермен – яркий пример, а не исключение.

Решение по трансформации бренда ПСЖ, может, и опечалило в 2013 году некоторых фанатов, но оно было сделано исходя из задач, поставленных в порядке долгосрочного стратегического планирования, с расчетом развития клуба на 5-10 лет вперед.

Что может сделать в такой ситуации ФК «Ростов»

Ежегодно в Лигу Чемпионов выходят клубы из сравнительно «малых» футбольных держав с достаточно неважной айдентикой. Но равняться на них не стоит. Россия – не Болгария и не Албания. Россия – хозяйка следующего Чемпионата мира по футболу. Представлять Россию в Лиге Чемпионов должен соответствующая этому уровню команда: и по спортивным, и по всем остальным параметрам.

Если ростовчане еще нацелены на победу в текущем чемпионате – нужно срочно думать над тем, какими они предстанут перед европейскими зрителями осенью этого года, и предпринимать меры.

Ведь изменить облик логотипа, сохранив его ключевые черты, но добавив к ним современности – не такая уж непомерная задача.

Чтобы не быть голословными, мы прикинули один из возможных вариантов того, что можно было бы сделать с новой айдентикой, ничего существенно при этом не меняя. Вот совсем ничего не выдумывали, не изобретали велосипед – просто попробовали, что получится, если освежить начертания текущего логотипа.

Смотрите также: