Nike и Арсенал: шедевры спортивной рекламы

Околоспортивная графика в рекламе часто страдает отсутствием глубокой смысловой нагрузки (или какой-либо смысловой нагрузки вообще). Представьте себе: очередной рекламный плакат с футболистом, которого спонсирует бренд. Футболист в красивой позе задумчиво несется вперед, замерев на фоне разноцветного полигонального заката. На ногах его бутсы ультрамодного оттенка, о которых с завтрашнего дня будет мечтать любой здравомыслящий человек, обладающий ногами. Представили? Думаю, это было несложно. Могу биться об заклад, что вы видели какую-нибудь такую картинку воочию при последнем посещении вами ближайшего торгового центра.

Такая реклама не то что бы плоха в корне – просто она идеологически «стерильна». Глаз радует, но в памяти не оседает. Сколько приблизительно картинок с Месси в кроссовках Adidas последней модели вам довелось увидеть за последние десять лет? Сможете вспомнить и пересчитать?

Однако иногда и на небосклоне спортивной рекламы загорается яркая звезда оригинального контента. Загорается она обычно не на пустом месте – чтобы получился действительно стоящий материал, за визуальной стороной проекта всегда должно стоять нечто большее, чем просто красивая картинка. Хороший дизайн – это всегда воплощение Идеи, а по-настоящему хорошая Идея – это всегда История.

***

Одна такая история началась вот уже больше двадцати лет назад. В 1994 году Nike впервые заключил соглашение о партнерстве с лондонским Арсеналом. Для каждой из сторон это соглашение стало залогом долгих лет взаимовыгодного сотрудничества. А для нас, наблюдателей и зрителей со стороны, оно обернулось еще и несколькими яркими и запоминающимися моментами в истории спортивного дизайна.

Вспомнить хотя бы гениальнейшую в своей простоте графику рекламы Nike сезона 2003/04:

Ca-PvSMUcAAq1Ds.jpg large

Многие наверняка уже сталкивались с этим плакатом в том или ином виде. Кто еще не сталкивался, я думаю, сможет раскрыть секрет этого изображения без особого труда со следующей подсказкой: сезон 2003/04 – тот самый, в котором Арсенал не потерпел ни одного поражения, став вторым в истории Премьер-Лиги клубом, завоевавшим титул The Invincibles.

34 победы, 13 ничьих. Просто. И прекрасно.

Обратите внимание, как на плакате ПОЛНОСТЬЮ отсутствуют буквы L. 😉 Cоздатели этой исторической графики, лондонское рекламное агентство W+K, так и называют эту свою работу: ‘Arsena’.

А этим летом Nike выпустил еще одну шикарнейшую в своей простоте и одновременно тотальной остроумности рекламу, знаменующую 14-летие перехода Сола Кэмпбелла по бесплатному трансферу в Арсенал прямиком от их главных соперников, Тоттенхема. На сегодняшний день такие трансферы – больше не редкость. Но 14 лет назад переход капитана клуба в команду соперников был, конечно, очень напряженным моментом, вызвавшим много споров и негодований. Только посмотрите, как «тепло» приветствуют болельщики Шпор Кэмпбелла, вернувшегося на домашний стадион Тоттенхема в форме Гуннеров:

Какую же графику предложили нам по этому поводу в команде Nike?

2zhGgov

На первый взгляд, плакат выглядит весьма безобидно: всего лишь нарисованная от руки карта, связывающая части районов северного Лондона, в которых расположены соперничающие клубы. Но вот подпись в правом нижнем углу просто убийственна. Она гласит: «Кратчайший путь в Европу» («The Quickest Route into Europe»).

Вы только оцените этот сочнейший сарказм от спонсора Гуннеров. 14 лет прошло, а эта короткая выдержка на плакате актуальна и сегодня; Шпорам удается посещать Европу гораздо реже своих соперников.

Еще одним хорошо ценностно нагруженым совместным проектом Nike и Арсенал стал выпуск концепта мемориальной формы, приуроченной к 20-летию сотрудничества, в 2014 году:

6a00d8341c823e53ef01a511bc2725970c-800wi

В основу кроя и общего вида майки легла форма сезона 2013/2014, во время которого концепт был разработан. Сам дизайн майки представляет из себя своеобразное попурри самых значительных вех в истории эволюции формы Арсенала за последние 20 лет.

Дальше концепта дело не зашло: действительная футболка такого образца существует в единственном экземпляре, и хранится она в музее футбольного клуба Арсенал. Но сам этот образ стал достойным визуальным воплощением той Истории, которую Nike и Арсенал смогли не только пройти, но и — отчасти — создать совместными усилиями.

***

Вот он – пример сильнейшего партнерства в мире спорта, открывающего широчайшие возможности для каждой из сотрудничающих сторон. Потому что очередную рекламу со спортсменом в розовых (голубых, фиолетовых, зеленых в полосочку) бутсах никто не запомнил. А эти проекты останутся в зале славы дизайна и рекламы надолго, достойные быть включенными в лучшие из учебников. Потому что идейная составляющая любых визуальных проектов — это 2/3 успеха. И только оставшаяся треть — это красивая картинка.

Смотрите также: